Всех с праздником, с памятью прп. Трифона Печенгского. Прп. Трифон родился на Новгородской земле в семье священника ок. 1495 г. В крещении его нарекли Митрофаном. Однажды, когда он еще отроком пел в церкви тропарь «Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся», в душе его возникло намерение уйти из мира и посвятить всю жизнь молитве, апостольским подвигам и идти с проповедью Христа к язычникам-лопарям, о жизни которых узнал из рассказов рыбопромышленников.
В 1525 г., во время молитвы в лесу он услышал голос: «Трифон, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая». Повинуясь голосу, услышанному им с небес, преподобный отправился в труднодоступные и негостеприимные пределы Крайнего Севера – на Кольский полуостров, в страну лопарей. Ведя там жизнь монаха-отшельника, он одновременно проповедовал Евангелие язычникам тех краев, которые поначалу относились к нему весьма враждебно. Приспособившись к суровым условиям жизни в тундре и выучив язык лопарей, прп. Трифон посвящал все свои дни проповеди, подчас подвергая себя смертельной опасности, ночи же проводил в молитвах. Мало-помалу терпением и кротостью ему удалось расположить к себе туземцев. По благословению Новгородского архиепископа Макария преподобный Трифон вместе с блаженным Феодоритом и иеромонахом Илией устроил для новообращенных храм, построили руками церковь во имя Пресвятой Троицы при впадении реки Печенги в Баренцево море, недалеко от Мурманска. В ней прибывший из Новгорода иеромонах Илия крестил новообращенных.
Через некоторое время святой принял постриг и в 1532 г. основал поблизости монастырь, во главе которого поставил своего ученика Гурия. Эта обитель пребывала долгое время в крайней бедности. С верой и терпением братия переносили все невзгоды сурового климата и нужду в самом необходимом, не имея порой даже муки для выпечки хлеба.
Однажды преподобный застал в монастырской кухне медведя, который, улучив удобную минуту, зашел полакомиться оставленным без присмотра тестом. Нимало не смутившись, Трифон шлепнул зверя по морде, велев ему не показываться впредь в монастыре. Медведь покорно повернул обратно и ни разу с тех пор не беспокоил монахов.
Тут можно вспомнить житие преподобного Серафима Саровского, который кормил медведя в лесу, но преподобный Трифон подвизался за 200 лет раньше и обитель преподобного Трифона терпела страшную нужду. И конечно не приходилось говорить о гостеприимстве для зверей. Но это иллюстрация того, что христианская жизнь возвращает гармонию не только в душу человека, но и в природу. Примеры общения с дикими животными преподобных Трифона Печенгского, Серафима Саровского, Паисия Святогорца показывает истинное место человека в мире. Это место ни деспота или тирана, но царя природы, и его покровителя.
Недостаток в самых необходимых вещах заставлял преподобного отправляться в долгие поездки ради сбора милостыни. С этой целью он в 1556 г. прибыл в Москву. На царя Иоанна IV Грозного произвели глубокое впечатление святость старца и суровые условия его быта. Государь даровал прп. Трифону жалованную грамоту, закреплявшую за монастырем обширные владения, а также щедрые пожертвования, благодаря которым преподобный сумел не только расширить и украсить монастырские постройки, но и основать неподалеку от него скит во имя Успения Пресвятой Богородицы, в котором поceлился сам ради уединения и молитвы.
Прп. Трифон почил в Господе 15 декабря 1583 г., предсказав перед этим собственную кончину и предстоящее разрушение Печенгского монастыря шведами. Последнее событие действительно произошло в 1590 г., при этом все монахи были убиты, а первой жертвой пал старец Иона, который впоследствии, когда монастырь был восстановлен, сотворил множество чудес в помощь его насельникам.
Мы сегодня можем сказать, что мечта преподобного о апостольском служении исполнилась. Лопари были просвещены евангельской проповедью, многие приняли крещение, некоторые вошли в число монастырской братии.
Несколько слов о самих лопарях. Лопярями их называли в России до 1930 года . После 1930 года в паспортах российских лопарей их национальность записывалась как «саами».
Численность российских саамов — менее двух тысяч человек. Саамское население современной России занимается как традиционными промыслами разведением оленей, рыбной ловлей, охотой, так и современными видами деятельности.
На территории России все саамы традиционно проживают в Мурманской области и за ними Уставе Мурманской области закреплён статус коренного народа.
Районный центр Ловозеро, неофициально считают саамской культурной столицей, столицей русской Лапландии. Здесь действует Саамский национальный культурный центр, проводятся различные саамские праздники и фестивали. С 2001 по 2010 год осуществлялось вещание Кольского саамского радио. В селе Ловозеро работает Музей истории, культуры и быта кольских саамов, основанный в 1962 году, — территориальный отдел Мурманского областного краеведческого музея.
В Российской империи для кольских саамов в 1880—1890-е годы издавались книги на кириллической основе. В библиотеке можно встретить "Азбуку для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии" издания Православного миссионерского общества. Это ещё одно свидетельство бережного отношения к культуре малочисленных народов и стремление к сохранению их самобытности.
Для понимания, как в России относятся к коренным народом нужно вдуматься в тот факт, что сегодня саамов на территории России менее 2 тыс. человек. Всего в мире их около 60-80 тыс, большинство из которых проживает в Норвегии 40-60 тыс, часть в Швеции 15-25 тыс., и 6-8 тыс. в Финляндии.
Нужно отметить события, повлиявшие на динамику численности кольских саамов в XX в. Согласно Тартускому договору 1920 г., от России к Финляндии отошёл Печенгский район, веками относившийся к Кольскому уезду. Вместе с территорией к Финляндии отошли некоторые саамские семьи. В 1937—1939 гг. некоторые саамские семьи сильно пострадали от политических репрессий. В основном это было население Сонгельского погоста. В ходе ВОВ в 1944 саамы Мотовского погоста также эмигрировали в Финляндию. После возвращения России Печенгского района эти саамские группы предпочли остаться в Финляндии.
В 1933 году для кольских саамов был утверждён новый алфавит на основе латиницы, разрабатывавшийся с 1926 года. В 1937 году он был заменён на кириллический, был опубликован новый букварь, но в том же году преподавание на саамском языке в школах прекратилось.
Новый вариант кириллической письменности для кольских саамов был введён в букваре А. А. Антоновой в 1982 году; также были изданы другие детские книги. В 1985 году был издан объёмный саамско-русский словарь кильдинского саамского диалекта.
С 1989 года ежегодно 22 мая в Мурманской области в рамках Дней славянской письменности и культуры проходит День саамского слова. В его программе — литературные вечера, презентации, выставки, встречи с представителями саамского населения области.
С 2022 года открыта магистерская программа «Технологии преподавания саамского языка» в Мурманском арктическом государственном университете.
Всё это проявление не только заботы государства о саамах, но и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди северных народов, основной религией которых был шаманизм. И любая проповедь начиналась не с принуждения, а с изучения культуры и языка народов, с составления азбуки и создания письменности на основе кириллицы.
Сегодняшний разговор будет не полным без рассказа о судьбе монастыря основанного прп. Трифоном.
Основанный в 1533 году Свято-Троицкий мужской монастырь — самая северная в мире православная обитель - северный форпост Православия в мире! И он в течение столетий являлся оплотом веры и государственности на северных рубежах России. За свою долгую историю монастырь пережил несколько жесточайших разорений. Отряд финских захватчиков Пекки Вессайнена, подданных шведского короля, в канун Рождества Христова 1590 года вероломно напал на монастырь, уничтожили всех, кто находился в обители. 116 человек приняли мученическую смерть, еще раз подтверждая незыблемость веры православной. Указом от 12 марта 1886 года № 930 Святейший Синод принял решение о возобновлении Печенгского монастыря. Силами соловецкой братии Трифонов-Печенгский монастырь в начале 20 века при настоятеле архимандрите Ионафане (+1915) достиг высокого духовного и хозяйственного уровня. Представителями безбожной власти разорение Печенгской обители началось в конце 1920 г. Между Советской Россией и Финляндией был заключён Дерпский (Тартусский) мирный договор, согласно которому Печенга присоединилась к Финляндии. Ликвидированный для Советской России монастырь более 60 лет продолжил свою жизнь на чужой территории. Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев), до принятия схимы — игумен Иакинф, в период с октября 1921 года по октябрь 1931 года был настоятелем Трифонов-Печенгского монастыря. 30 ноября 1939 года началась советско-финляндская война, которая нанесла большой урон монастырю и братии. 20 октября 1997 года Святейший Синод утвердил Постановление о восстановлении Трифонов Печенгского монастыря и был назначен первый наместник в пос. Печенга.
В 2007 году сгорела Рождественская церковь в Печенге.
В 2009 году началось строительство монастыря на историческом месте упокоения преподобного Трифона в районе посёлка Луостари, и в 2012 году братия переселилась на территорию новоотстроенного монастыря.
Сегодня братия монастыря окормляет храмы: Свято-Троицкий собор в монастырском комплексе в п. Луостари, церковь Рождества Христова в п. Печенге, церковь св.мчч. Бориса и Глеба в п. Борисоглебском.
В монастыре находятся святыни: икона преподобного Трифона Печенгского с частицей его мощей, частица Креста Господня, крест-мощевик в Троицком соборе; надгробная плита 116 мучеников Печенгских в Печенге; крест на горе «Спасительной».
На сайте монастыря можно узнать о его современной жизни. После образования в 2013 году Североморской епархии и усвоения Правящему архиерею титула Священноархимандрита Печенгского монастыря, основополагающей идеей, вокруг которой должна быть отныне сосредоточена вся монашеская жизнь обители преподобного Трифона, было провозглашено непрестанное молитвенное делание. В Печенгском монастыре совершается ежедневный монастырский круг богослужений. Братия обители принимает на постоянное молитвенное поминовение списки имен, ходатайствует перед Господом о здравии и жизненном благополучии всех тех, кто нам дорог и об упокоении душ наших усопших родных и близких. На воскресную Божественную Литургию в Свято-Троицкой церкви монастыря для поклонения верующих выносится величайшая святыня нашего края - старинная икона преподобного Трифона Печенгского чудотворца с частицей его святых мощей.
Мы сегодня поздравляем братию монастыря с престольным праздником.
Преподобные отче Трифоне Печенгский, моли Бога о нас